Курортный (Лечебный) парк

Прекрасный курортный парк города Ессентуки с его обширными зелёными насаждениями раскинулся на 60 гектарах. Парк привлекает не только своими уникальными минеральными источниками, но и своим великолепным парковым ансамблем. Сколько здесь уютных беседок, роскошных фонтанов, таинственных гротов. По каскадным лестницам можно спуститься из одной части парка в другую, насладиться тишиной и прохладой тенистых аллей, посидеть у радующих глаз прекрасных цветников, послушать пение птиц. Курортный парк имеет Верхнюю и Нижнюю часть. Верхний парк интересен своими ваннами, которые так и называются Верхние ванны, санаторием «Целебный ключ», физиотерапевтической лечебницей. Попить живительной минеральной водички можно в бювете источника №1, послушать музыку и посмотреть на выступление артистов можно на летней музыкальной эстраде, любителям почитать доставит удовольствие библиотека Курортного парка, которая располагается здесь же. О здании, в котором расположена библиотека, мы расскажем отдельно. Нижний парк славится своими целебными источниками, которые заслужили мировую славу. Это высокоминерализованные источники №17 и №20 с летними бюветами и с питьевой галереей, а также Нижние ванны. Центральная аллея курортного парка славится павильоном с источником №4. А вот нижнюю аллею в народе называют дорогой здоровья. Трижды в день она подобна многоводной реке несёт толпы отдыхающих к живительным источникам. Во времена Советского Союза здесь было множество бюветов. К сожалению, сейчас от них остались лишь беседки.
Источник №17

Питьевая галерея источника № 17, одно из старейших капитальных построек города Ессентуки. Заложено оно в 1848 году и располагается на входе в курортный парк. Здание построено на каменном фундаменте, камень привозился из Аликоновского ущелья и из карьеров у горы Машук. Спректировал и руководил строительством архитектор С.Уптон. Галерея предназначалась для отдыха и лечения, средняя и центральная часть здания была открытой. В дальнейшем к основному зданию галереи сделали две пристройки, западную и восточную, подвели внутрь воду из минерального источника № 17, сделали крышу над всем зданием, электричество. С этих пор галерея из прогулочной стала питьевой.
В архитектуре галереи использовались различные стили. Башенки по углам здания напоминают минареты, формы оконных и дверных проёмов – индусские храмы. Фасад галереи выходит в парк «Нижние ванны». Вдоль всей южной части питьевой галереи тянется в шесть ступенек широкая лестница, выполненная из машукского белого камня. Внутренняя часть галереи украшена копиями античных скульптур: Флоры, Фортуны, Амазонки и Венеры.
Уже в наше время внутреннюю часть галереи облицевали плитами из серого и палевого мрамора, а пол покрыли оригинальным цветным батоном.
Верхние минеральные ванны

Прогуливаясь по лечебному парку города Ессентуки, в его глубине можно обнаружить старинное здание прямоугольной формы. Внутри здания расположился круглый павильон, который соединен четырьмя коридорчиками с основным строением. Перед центральным входом разбит красивый газон с фонтаном и античными скульптурами. Это Верхние минеральные ванны или, как их называли до революции, «Николаевские», о чём оповещает надпись над центральным входом.
Строительство здания стало острой необходимостью для курорта, так как возросла потребность в лечении с помощью грязевых и минеральных ванн. В 1898 году летом «Николаевские ванны» приняли первых посетителей. При строительстве использовался жёлтый кирпич и местный камень. Украшено здание лепниной белого цвета, это придало строению удивительно нарядный вид. С южной стороны была выстроена лестница с площадками для отдыха.
Вначале здесь работало только 12 кабин с серно-щелочными ваннами и 15 для грязелечения. Грязелечебное отделение находится в центральной круглой части здания, а в прямоугольной располагались кабины для принятия водных ванн. Здесь как и во всех лечебных заведений того времени, женская и мужская половины были отделены друг от друга. Причём, каждая имела отдельный вход. Ванны для принятия водных процедур были вырублены из цельных кусков мрамора светло-серого цвета. Мрамор хорошо удерживает тепло. После принятия ванн, пациенты могли отдохнуть во внутреннем дворике, который был украшен восхитительными клумбами с роскошными цветами. Они и сейчас там есть.
Здание Верхних минеральных ванн за время своего существования многократно подвергались реконструкциям, но реконструкции не касались внешнего вида. Все новшества направлялись только для улучшения качества обслуживания больных и их количества.
С вводом в эксплуатацию Алексеевской грязелечебницы, прием больных для грязелечения прекратился. В настоящее время в здании «Верхних минеральных ванн» имеется 90 ванн для принятия водных процедур. Они, как и прежде, пользуются большой популярностью среди приезжающих на отдых и лечение людей.
Нижние минеральные ванны

К столетию Ессентуков руководство Кавказких Минеральных вод приняло решение о постройке в нижней части лечебного парка нового здания для принятия лечебных ванн. В 1902 году по проекту архитектора И.И.Бойкова здание было построено. Это одноэтажное строение, фахверкового типа, в плане представляющее прямой угол со срезанной вершиной. Над входом в здание был установлен купол в виде трапеции. Каждый луч угла женское и мужское отделение ванн. В таком виде «Нижние минеральные ванны» просуществовали до 1938 года.
В 1938 году была выполнена серьёзная реконструкция здания. Стены были усилены, над центральной частью надстроен второй этаж, левую часть значительно удлинили и в ней поместили ингаляторий, самый большой в Европе. Вход украсили порталом с шестью высокими колонами. В нижних ваннах действовало 44 кабинета, всё оборудование было новейшим по тем временам. Во время войны здание подверглось значительным разрушениям, но после войны его восстановили и до 90-стых годов оно принимало на лечение большое количество больных. В 90-х годах здание было закрыто. За годы после развала СССР Нижние ванны, как и все объекты парка, были заброшены. Но, к счастью, с 2012 года началась вторая жизнь Курортного парка и Нижних ванн. Сейчас во всём парке происходит грандиозная реставрация, реконструкция, восстанавливаются все объекты, которые еще можно спасти.
Беседка Ореанда

Курортный парк хранит ещё одну жемчужину в своей короне, помимо знаменитых источников. Это беседка Ореанда. Выполненная скульптором Шодским и архитектором Н. Семёновым в 1903 году в античном стиле, полукругом, с белоснежными колоннами, она привлекает сюда сотни отдыхающих. Когда-то профессором А.П.Нелюбиным, у подножия холма, на котором сейчас возвышается беседка Ореанда , были обнаружены знаменитые ессентукские минеральные источники. На вершине холма построили беседку Эолова арфа. Крышу беседки украсили флюгером, наподобие того, который был установлен в пятигорской беседке-ротонде, который поворачивал арфу по ветру. Но, в отличие от пятигорской, здесь музыкальный инструмент оказался недолговечным и вышел из строя. Было принято решение переименовать беседку в Рандеву. На месте обветшалой беседки выстроили колоннаду. Работу вели под руководством архитектора Н.Н.Семёнова. Выполнена беседка Ореанда по проекту петербуржского зодчего А.И.Штакеншнейдера. Все работы были завершены в 1912 году. Название своё беседка Ореанда получила от своего Ялтинского прототипа. Сегодня в беседке нет телескопа, в который любили смотреть отдыхающие, а в 1912 он был. В телескоп можно было увидеть не только Эльбрус, но и другие вершины Кавказских гор.
Грязелечебница имени Н.А.Семашко

К концу XIX века, лечебный корпус «Николаевских ванн» уже не справлялся с наплывом больных. Руководство Кавказских Минеральных Вод объявило конкурс на проектирование и строительство новой грязелечебницы. Её выиграл в 1911 году архитектор Е.Ф.Шреттер. Строительство началось в 1913 году и закончилось в 1915 году. Назвали её «Алексеевской» в часть цесаревича Алексея. Но первыми пациентами стали ни члены царской семьи, а раненые с полей 1-й мировой.
В период гражданской войны деникинцы разграбили и сильно разрушили здание грязелечебницы. После изгнания белогвардейцев с Кавказа, Советское руководство, в максимально короткий срок, восстановило былой облик лечебницы. Большую роль в этом сыграл нарком здравоохранения Н.А.Семашко. С 1923 года грязелечебница начала принимать первых пациентов и с этого же времени её стали именовать, как Грязелечебница им. Н.А.Семашко. Во время Великой Отечественной войны грязелечебницу от уничтожения спасло стремительное наступление Советской Армии, немцы не успели её взорвать.
Городская жемчужина, так называют грязелечебницу. Выполнена она в стиле древних римских терм. Имеет два крыла, главный вход и вспомогательные помещения. Главный вход украшает портик с колоннами и скульптурами древних богов врачевания Асклепия и его дочери Гигеи. Дорожки ко входу охраняют скульптуры львов. Где-то здесь, у львов, Киса Воробьянинов (фильм «12 стульев») просил милостыню.
Внешние стены здания украшают барельефы на медицинскую тематику, а внутреннюю - мифологические статуи. Большое количество окон, высокие потолки создают ощущение легкости и обилия воздуха. Правое и левое крыло грязелечебницы представляют женское и мужское отделение. Внешне они абсолютно одинаковы, за исключением фресок на стенах. В женском отделении изображено бескрайнее море и корабли, а в мужском – обворожительные нимфы. В здании можно увидеть чудом сохранившиеся дубовые скамейки-диваны, сделанные по эскизам архитектора. За время существования лечебницы в архитектуру здания лишь в 1978 году было внесено небольшое украшение - витражы на окнах. Они гармонично вписались в архитектурный ансамбль, делая его ещё более романтичным.
Очень интересен процесс лечения грязью. Грязь привозят с Тамбуканского озера, после дороги её оставляют «отлежаться» на несколько дней «для отдыха» в специальных резервуарах, которые расположены внизу лечебницы и только потом используют по назначению. Используют её трижды, причём после каждого применения отправляют на несколько дней опять в подвал, «для отдыха». После третьего раза, грязь отвозится назад в озеро, где она в течении 10 лет снова набирает лечебную силу.
Процесс лечения со времени образования грязелечебницы не изменился, метод лечения – аппликационный. На стенах в кабинетах можно и сейчас увидеть старинные песочные часы, а в кабинетах чудом сохранившиеся лежаки, на которых принимали грязевые аппликации великие, исторические личности. Единственное что изменилось, подача грязи в кабины, раньше их таскали в вёдрах, сейчас подают по трубам насосами. За день здесь проходят курс лечения около 2500 человек.
Даже если, приехав в Ессентуки, Вы не получите направление на грязелечение, прийти сюда просто необходимо. Это надо видеть.
Историко-краеведческий музей

Ессентукский историко-краеведческий музей им. В.П.Шпаковского создан в 1963 году. Музей носит имя своего создателя. Владимир Павлович Шпаковский создавал его по крупицам. Историко-краеведческий музей стал делом всей его жизни, и на сегодня это настоящий храм культуры и истории. Многочисленные экспонаты, постоянно меняющиеся экспозиции, привлекают сюда туристов и, что особенно важно в наше время, школьников. Интереснейшие работы художников южных регионов России представлены на постоянно действующей в стенах музея выставке. В Большом зале историко-краеведческий музей им. В.П.Шпаковского поместил экспозицию, посвящённую подвигу фронтовиков, которые родились в Ессентуках. На интереснейших стендах перед глазами посетителей разворачивается подробная картина трудовых будней жителей города во времена Великой Отечественной войны, представлен самоотверженный труд медиков в госпиталях города, где они днём и ночью спасали жизни раненых бойцов, на отдельных стендах представлены подвиги земляков на фронтах войны. Здание музея является памятником русского зодчества 19 века.
Дача И.Г.Зимина

Дача казачьего есаула И.Г.Зимина в три этажа стиля модерн имеет весьма привлекательный вид. Её южный фасад украшают две очаровательные башенки. Одна из них заканчивается парапетом, что роднит её со сванской башней. Лепнина, оконное изобилие с причудливыми проёмами, архитектурные детали, делают здание приветливым, несмотря на его массивный внешний вид. Главный вход, что на западной стороне здания, особенно интересен. Уровень его третьего этажа украшен лоджией с арочным потолком и таким же ведущим в неё проёмом. Треугольный фронтон, что расположен над лоджией прячет мезонин с крошками-оконцами. Углы основного здания украшают круглые башни. Свою популярность и новое название «Орлиное гнездо», дача И.Г. Зимина получила после украшения фронтона мезонина скульптурами орлов. 1923 год отдаёт здание санаторию академика Павлова, затем дача И.Г.Зимина отходит к курортной библиотеке.
Здание механотерапии

Такое понятие как лечебная физкультура знакома многим из нас, современников. А вот лечение механотерапией вроде бы что-то новое. Однако это одно и тоже. С помощью механотерапии в России лечились ещё в 80-х годах XIX века. Основоположником её был шведский доктор Густав Цандер. Его метод заключался в равномерной и дозированной нагрузке на определённые группы мышц человеческого организма. Для этого он изобрёл специальные механизмы. Во многих городах России были построены и действовали центры доктора Цандера. В 1902 году на нижней аллее лечебного парка города Ессентуки был открыт институт механотерапии. Здание института было построено за очень короткий срок, всего за 4 месяца, так как применялся фахверковый способ строительства. Но несмотря на это здание имеет красивый и оригинальный вид.
Удивительная историческая судьба института и его лечебного оборудования. Курортный сезон в Ессентуках в то время длился с мая по сентябрь, и институт работал только в этот период. В остальное время за аппаратами присматривал мальчик Евдоким Жирноклеев. Первая мировая война, а за ней гражданская на время приостановили деятельность курорта и ,в том числе,центра механотерапии. И только в 1920-м году начался мирный курортный сезон. Но институт не смог полноценно работать, по причине отсутствия механизмов, которые были вывезены в смутное время в Пятигорск. Е.М.Жирноклеев, ставший к тому времени механиком-инструктором, силой забрал оттуда уникальные цандеровские приборы-механизмы. Во время Великой Отечественной войны всё оборудование было подготовлено к эвакуации, но в спешке его не успели погрузить и вывезти. Тогда Е. М. Жирноклеев разобрал механизмы и сложил за институтом как хлам. Так и пролежали они до января 1943 года, когда город освободили Советские войска.
В настоящее время, институт механотерапии им.Г.Цандера, работает как обычно, помогая людям излечить их недуги. 56 аппаратов, которые были созданы более 100 лет назад, и сейчас стоят в залах института и выполняют свою основную функцию - лечить людей. Не измениласьи уникальная методика лечения, придуманная доктором Г.Цандером Здесь разрабатывают скованные болезнью конечности и лечат искривление позвоночника.